Современный российский патриотизм: каков он? А.В.Абрамов

Абрамов А.В.

Московский государственный областной университет

СОВРЕМЕННЫЙ РОССИЙСКИЙ ПАТРИОТИЗМ КАК МАРКЕР ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА

Аннотация. В статье проведен анализ современного российского патриотизма, который трактуется как показатель (маркер) формирования гражданской идентичности. Процесс формирования гражданской идентичности трактуется как осознание принадлежности личности к сообществу граждан, государству; а также как феномен надындивидуального сознания. В соответствии с таким пониманием гражданской идентичности в современном российском патриотизме выделяется два компонента: идентификация гражданина с Отечеством и чувство единства граждан страны. Аргументируя свою позицию, автор обращается к результатам эмпирических социологических исследований, проведённых в 2000-2014 гг.

Ключевые слова: Патриотизм, гражданская идентичность, постсоветская Россия, общественное сознание, политическая идентификация.

Понятие «гражданская идентичность» давно и прочно вошло в лексикон современной политической науки. Исследователи Г. Алмонд и С. Верба рассматривали гражданскую идентичность как один из индикаторов политической культуры общества, как показатель, по которому определяется ориентация на политическую систему в целом. О кризисе политической идентичности как об одной из проблем модернизации общества рассуждал Л. Пай [1].

В современной науке идентичность трактуется двояко: во-первых, как осознание принадлежности личности к сообществу граждан того или иного государства; во-вторых, как феномен надындивидуального сознания, признак (качество) гражданской общности, характеризующее ее как коллективного субъекта [2].

Совершенно очевидно, что две изложенные точки зрения не исключают друг друга, но являются различными подходами к характеристике одного и того же феномена. В первом случае процесс описывается со стороны индивида, осознания им своей принадлежности к гражданской общности. Во втором случае – со стороны общества, как осознание обществом своего единства и места в мире.

Однако каким бы ни был выбранный ракурс изучения идентичности, важнейшим её элементом выступает патриотизм. Он является и показателем принадлежности гражданина к социальной системе (Родине, Отечеству, стране), и маркером самоидентификации общества в целом. Данной проблеме применительно к постсоветскому политическому пространству уделяется в последние годы особенное внимание в литературе [3; 14]. По нашему мнению, исследование современного российского патриотизма может про-лить свет и на изучение гражданской идентичности в Российской Федерации.

12 декабря 2012 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел всероссийский опрос населения. Респондентам за-давался вопрос: считают ли они себя патриотами России? Большая часть населения (80 %) ответила утвердительно (т.е. выбрала варианты ответов «безусловно считают» и «скорее считают»). Таким образом, доля патриотов среди россиян довольно внушительна. Вместе с тем, она меньше, чем в пред-шествующие годы: в 2005 г. патриотами себя считали 84%, в 2010 – 88% [11].

Данную тенденцию подтверждают и результаты опросов других социологических служб. По данным Левада-центра, к патриотам себя относят 69 % россиян (в 2000 г. таковых было 77%), к непатриотам – 19 % (против 16 в 2000 г.) [8]

Однако важно не только констатировать долю патриотов в современном российском обществе, но и дать оценку патриотизму.

Прежде всего, следует отметить, что современный российский патриотизм носит преимущественно общегражданский (общероссийский) характер. Отвечая на вопрос «Кто я такой», большинство россиян определяют себя как граждане России (55%). На втором месте по популярности ответ – «просто человек» (30%), еще 19% указывают на национальность, 18% – на территориальную принадлежность и 11% – на семейную роль. Другие ответы менее популярны: советский человек (14%), человек определенной профессии (7%), религии (4%), гражданин мира (5%), европеец (1%) [11]. Таким образом, современный российский патриотизм демонстрирует преобладание у населения общегражданской идентичности, а также наличие идентичности национальной и территориальной.

Общероссийский характер патриотизма не исключает, между тем, наличия корреляции между социальным положением гражданина и его ориентацией на Отечество. Когда-то английский премьер Б. Дизраели писал, что богатые и бедные образуют как бы две нации внутри одной. Впоследствии эта мысль была подхвачена и растиражирована классиками марксизма. Тезис о несходстве мировоззрения богатых и бедных очевиден и при оценке патриотизма.

В начале 2000-х гг. Институт социально-политических исследований РАН провел исследование, связанное с оценкой взглядов богатых и бедных. Среди прочих в социологических анкетах был задан вопрос о выборе гражданином страны проживания и сформулирована альтернатива: чело-век должен жить в той стране, где ему больше нравится / Родина у человека одна, и нехорошо ее покидать. Богатые и бедные россияне продемонстрировали разительное несходство в выборе ответа. Так «патриотическое» суждение поддержал 51, 5% бедных и лишь 22,4% богатых; «космополитическое» – 77,2% богатых и 48,5% бедных [5, с.117]

Качественной характеристикой патриотизма как общегражданского идентификатора россиян является консервативность. По мнению значительной части граждан нашей страны, истинная любовь к Родине – это, прежде всего, уважение традиций (48%) и укрепление семейных ценностей (46%) [11]. Иначе говоря, типично консервативные ценности. Консервативный характер российского патриотизма подтверждает анализ объекта гордости россиян. Как показывают исследования ВЦИОМ, проведенные в июле 2013 г., россияне прежде всего гордятся историей своей страны (85% против 11% не гордящихся), спортивными по-бедами (77 против 18%) и культурой (75 против 19% соответственно) [7]. Аналогичные ответы были получены и в ходе исследования, проведенного Левада-центром [8].

Таким образом, два из трёх лидирующих ответов, – это констатация прошлых достижений страны. Как отметил руководитель ВЦИОМ В. Федоров, комментируя результаты исследования 2013 г., «...есть что-то, чего остро недостает нашему патриотизму, чтобы он из элемента словесного “джентльменского набора” современного россиянина стал действительно важным мотиватором его поведения. Нам недостает предметов и оснований для гордости, взятых из дня сегодняшнего (самому свежему из всеми признаваемых достижений нашего народа - полету в космос – уже полвека). Нет героев сегодняшнего дня, на которых хотелось бы равняться... И наконец, возможно, самое главное. Нам не хватает понимания того, как взаимосвязаны успех страны в целом и успех каждого ее жителя. И осознания, что одного без другого не бывает» [13].

Таким образом, анализируя состояние патриотического сознания россиян к 2013 г., можно говорить о гражданской идентификации только в первом смысле этого слова: как о способе принадлежности личности к истории и культуры своей страны. Вместе с тем, для успешной гражданской идентификации необходимо и иное: осознание населением страны своего единства.

Отрадно, что это понимает и руководство страны. В декабре 2013 г. на встрече со студентами юридических факультетов президент России В.В. Путин заявил: «...Если мы хотим со-хранить свою идентичность в целом, то мы, конечно, должны культивировать здоровое чувство патриотизма. Без этого страна не будет существовать. Она просто изнутри развалится, как кусок сахара, намоченный водой... Нужен ли герой? Конечно, как элемент этого патриотизма нужны люди, на которых общество ориентируется... К сожалению, мы не умеем красиво, талантливо, своевременно и достойно это представить обществу, а это нужно сделать и нужно делать... Знаете, когда я награждаю в Кремле людей за выдающиеся достижения либо в творчестве, либо в трудовой деятельности – вот они, герои! Но надо найти их и презентовать обществу» [9].

Такая «презентация героев» и стимулирование коллективного самосознания состоялись в начале 2014 гг. и были связаны с важнейшими событиями в жизни постсоветской России: проведением зимней Олимпиады в Сочи и воссоединением Крыма с Россией. Реакция населения на данные события стала катализатором коллективной идентификации россиян.

Предположение относительно важности Олимпиады в Сочи для российского общественного сознания одним из первых высказал Президент России В.В. Путин. «После развала СССР, – заметил Президент РФ в интервью российским и иностранным средствам массовой информации накануне Олимпиады в Сочи, – после достаточно тяжёлых и, прямо скажем, кровавых событий на Кавказе всё-таки общее состояние общества было удручающим и пессимистическим. Нам нужно встряхнуться, нужно понять и почувствовать, что мы можем осуществлять крупные, масштабные проекты, делать это в срок и качественно, и не только в области совершенствования наших оборонных инструментов, но и в гуманитарной сфере... Всё это вместе, мне кажется, безусловно, движение в правильном направлении, укрепляет и духовное состояние нации, укрепляет социальную сферу, здоровье, создаёт условия для развития на будущее» [6].

Не будет преувеличением заметить, что Олимпиада 2014 г. стала важнейшим этапом начавшегося в 2000-х гг. процесса демонтажа комплекса национальной неполноценности в российском общественном сознании.

Огромную роль в этом процессе сыграло первое место России в не-формальном медальном зачёте. По результатам завершившихся соревнований российская команда завоевала 33 медали: 13 золотых, 11 серебряных и 9 бронзовых. Столь очевидный успех заставил говорить о возвращении лучших традиций советского спорта.

Триумфальными с точки зрения завоёванных медалей оказались и состоявшиеся в Сочи паралимпийские игры. Сборная Российской Федерации оказалась здесь абсолютным лидером Игр, собрав 37 % от общего числа на-град: 30 золотых медали, 28 серебряных и 22 бронзовых медали. Впервые в российской телевизионной практике паралимпийские состязания демонстрировались так же, как и обычные соревнования, а паралимпийцы стали настоящими героями России, добившись успеха в тех соревнованиях и видах спорта, где неудачно выступи-ли здоровые спортсмены. Фраза, что люди с ограниченными возможностями продемонстрировали, что их возможности безграничны, стала реальным отражением действительности.

Олимпиада и Паралимпиада в Сочи стали попыткой презентации обществу новых российских героев; а всему миру – Новой России. В представлении россиян, успех российских спортсменов на «домашних» олимпийских играх стал доказательством возрождения страны, постепенно возвращающей себе утраченные в начале 1990-х гг. позиции. В ходе телевизионных трансляций спортивных состязаний были предприняты и попытки создать образы героев, на примере которых можно воспитывать патриотизм граждан. И, хотя процесс создания имиджа «героев» не получил своего продолжения после окончания Олимпиады, тем не менее, предпринятые усилия оказались весьма важными в деле формирования общероссийской идентичности.

Однако еще большее значение для самоидентификации граждан и укрепления российского патриотизма имело «возвращение домой» Крымского полуострова. Успешное бескровное «возвращение домой» крымчан вернуло большинству граждан ощущение того, что они живут в великой и сильной стране, не только осознающей собственные национальные интересы, но и активно их отстаивающей. Думается, именно этим обстоятельством объясняется рост рейтинга Президента В.В. Путина, достигшего максимально-го уровня за последние несколько лет.

Крымские события стали «лекарством» и для российского общественного сознания, способствовав складыванию общественного консенсуса, который не наблюдался в современной России очень давно. Результаты про-ведённого 2 апреля 2014 г. всероссийского опроса общественного мнения оказались сопоставимы с итогами крымского референдума: 96% россиян считало правильным решение о принятии Крыма в состав Российской Федерации. Любопытно, что решение Президента поддерживают в равной степени и жители городов-миллионников (98%), и селяне (95%), и молодежь (96%), и люди преклонного возраста (97%), и сторонники «Единой России» (97%), и КПРФ (99%) [4].

Не менее любопытно и другое: единство российского экспертного со-общества в отношении крымских событий. В отличие от других мероприятий, инициированных современной политической элитой России, «возвращение Крыма», прошедшее под лозунгом «русские своих не бросают», было оценено отечественными общество-ведами однозначно и сугубо положительно. Диссонансом прозвучали лишь высказывания профессора МГИМО А.Б. Зубова и некоторых представите-лей маргинальной политической оппозиции.

В ходе социологических опросов граждан России было зафиксировано повышение большинства индексов социального самочувствия (оценок россиянами различных сторон жизни страны), значения которых вышли на максимальные уровни за последние пять лет.

Прежде всего, наблюдался всплеск социального оптимизма (преобладание оптимистичных оценок гражданами будущего над пессимистичными), значение которого составило 71 пункт, что в 2 раза превзошло кризисное значение 2009 г.

Рекордные значения за последние десять лет получил и индекс оценок общего вектора развития страны, превысив предыдущее максимальное достижение (59 пунктов в апреле 2012 г.) на 14 пунктов.

Среди лидеров роста оказался и индекс оценок политической обстановки, также вышедший на исторический максимум за последние пять лет (73 пункта) и вплотную приблизившийся к абсолютному максимуму (74 пункта в мае 2008 г.) [12].

Социальный и политический оптимизм проявился и в том, что доля россиян, полагающих, что они живут или в ближайшее время будут жить в великой и сильной стране, возросла по сравнению с предыдущим периодом (см. табл.).

Таким образом, Олимпиада в Сочи и воссоединение Крыма с Россией имели положительное влияние на российское общественное сознание. Данные со-бытия способствовали консолидации российского общества, оформлению гражданской идентичности, без которой невозможно эффективное развитие страны, преодоление тех проблем и трудностей, которые перед ней стоят.

Вместе с тем, рост российского патриотизма налагает на власть и большую ответственность. Политическая элита страны не имеет права растратить попусту созидательную энергию общества. Она обязана направить её в конструктивное и полезное для страны русло. Сегодня в России возникла уникальная ситуация для экономического и политического рывка, которой необходимо воспользоваться.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Абрамов А.В. Современная концепция модернизации: работа над прежними ошибками // Электронный журнал «Вестник Московского государственно-го областного университета». 2012. No 4. – URL: http://evestnik-mgou.ru/Articles/View/240 (дата обращения 9.05.2014)

2. Водолажская Т. В. Идентичность гражданская // Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. 2003. – URL: http://voluntary.ru/dictionary/568/word/identichnost-grazhdanskaja (дата обращения 6.05.2014)

3. Егоров В. Основы идентичности пост-советских политических режимов // Обозреватель-Observer. – 2013. – No 11. – С. 14-37.

4. Зачем России нужен Крым? // ВЦИ-ОМ: Пресс-выпуск No2550 (02.04.2014) – URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114766 (дата обращения 3.05.2014)

5. Россия – новая социальная реальность. Богатые. Бедные. Средний класс / под ред. М.К. Горшкова, Н.Е. Тихоновой. – М., 2004. – C. 117.

6. Интервью В.В. Путина российским и иностранным СМИ 19 января 2014 года // Президент России [офици-альный сайт] – http://news.kremlin.ru/news/20080/print (дата обращения 1.05.2014)

7. История, спорт, наука: чем гордятся россияне? // ВЦИОМ: Пресс-выпуск No 2357, 29.07.2013. – URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114310 (дата обращения 3.12.2013)

8. Патриотизм в представлениях россиян // Левада-центр. Пресс-выпуск 19.11.2013. – URL: http://www.levada.ru/19-11-2013/patriotizm-v-predstavleniyakh-rossiyan (дата обращения 12.05.2014)

9. Путин В.В. Встреча со студентами юридических вузов Москвы // Официальный сайт Президента России. – URL: http://news.kremlin.ru/news/19778 (дата обращения 7.12.2013)

10. Россия – великая держава?// ВЦИОМ: Пресс-выпуск No 2570 от 24.04.2014. – URL: http://wciom.ru/index.php?id=459 &uid=114807 (дата обращения 12.05.2014)

11. Сколько в России патриотов? // ВЦИОМ: Пресс-выпуск No 2187 (12.12.2012). – URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=113466 (дата обращения 01.02.2014)

12. Социальное самочувствие россиян «времен Очаковских и покоренья Крыма» // ВЦИОМ: Пресс-выпуск No 2554 (08.04.2014). – URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114774 (дата обращения 12.05.2014)

13. Федоров В. Патриотизм у россиян – в прошлом // ВЦИОМ [сайт]. – URL: http://wciom.ru/index.php?id=266&uid=13650 (дата обращения 3.12.2013)

14. Штоль В. Постсоветские государства: поиски самоидентификации и издержки независимости // Обозреватель - Observer. – 2012. – No 12. – С. 29–41.

5 июня 2019