Современный патриотизм: сущность и проблемы

В современных условиях проблема патриотизма является одной из самых важных в сфере духовной жизни россиян. Актуальность рассмотрения проблемы патриотизма обусловлено следующими обстоятельствами:

- отсутствием четкой и ясной государственной идеологии в России; 

- существенным провалом в духовно-нравственном воспитании в конце ХХ начале ХIХ вв., приведший к девальвавации у значительной части молодежи таких ценностей как патриотизм, Родина, долг, честь, ответственность;

- сложившимся в настоящее время разновариантным отношением россиян к патриотизму характеризующимся широким диапазоном от полного неприятия до абсолютной поддержки;

- существенным подъемом патриотических настроений в связи с возвращением Крыма в состав Российской Федерации;

- упорно-упрямой санкционной политикой США и стран Евросоюза, которая неуклонно ведет к возрождению новой холодной войны, и может ввергнуть мир в новую мировую войну.

Следует отметить, что взятый курс на укрепление патриотизма в нашей стране, государственно-патриотическая позиция Президента Российской Федерации В.В. Путина обеспечило активизацию процесса патриотического воспитания населения.

Вместе с тем, полученные результаты пока не позволяют говорить о полном разрешении проблемы патриотизма, формировании развитых патриотических качеств у всех россиян. По данным Левада-центра только для 27% россиян патриотизм означает активную работу для процветания страны; лишь 22% видят необходимость стремления к изменению положения дел в стране для того, чтобы обеспечить ей достойное будущее; всего 18% видят свой долг в необходимости защищать свою страну от любых нападок и обвинений.

Ныне, по мнению А.Н. Вырщикова, А.А. Крупника, В.И. Лутовинова и др. активнее следует искать пути наполнения патриотизма новым содержанием, возвращения в арсенал патриотического воспитания такого важного пепротинического понятия как «Родина», дальнейшего совершенствования самой системы патриотического воспитания и организации последовательного серьезного научного изучения проблемы патриотизма.

Что же такое патриотизм? В чем его сущность?

По мнению А.Н. Вырщикова и М.Б. Кусмарцева в обыденном сознании патриотизм есть чувство глубокое, древнее, запечатанное в человеческом генотипе, что делает характер данного понятия внеисторичным, его объём наднациональным и метатерриториальным, а содержание кросскультурным, надконфессиональным, надпартийным, надкорпоративным и т.д.

Богатый материал для понимания сущности феномена патриотизма можем найти в различных современных словарях.

Так, знаменитый отечественный филолог С.И. Ожегов понимает сущность патриотизма как «преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу». По мнению авторов Философского словаря, составленном под редакцией И.Т. Фролова рассматриваемое понятие трактуется как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины. Военно-энциклопедический словарь объясняет рассматриваемое понятие патриотизм шире, как «любовь к родине, своему народу, стремлеие своими действиями служить их интересам». Педагогический энциклопедический словарь (главный редактор Б.М. Бим-Бад) поясняет сущность патриотизма как любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде.

Таким образом, рассмотрение вышеприведенных формулировок позволяет утверждать, что «патриотизм» это конкретное личностное качество человека. Сущность данного феномена заключается:

а) в любви к Отечеству, к родному краю, к своему многонациональному народу, его героической истории, культуре, обычаям и традициям;

б) в стремление своими конкретными действиями, поступками служить своему Отечеству, его социально-экономическому процветанию, политической независимости и территориальной целостности.

В приведенных определениях ясно прослеживается мысль, что человек – это высшая ценность нашей цивилизации, в то же время для человека

высшей ценностью является любовь к своему Отечеству, в интересах кото-
рого он живет и трудится. Этого же мнения придерживаются А.Н. Вырщиков и М.Б. Кусмарцев, В.И. Лутовинов, А.А. Крупник и другие.

С этими естественными основаниями патриотизма как природного
чувства соединяются его нравственное значение как обязанности и добродетели. По мнению Б.М. Бим-Бада и соавторов ясное сознание своих обязанностей по отношению к Отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма.

Нельзя не согласиться с точкой зрения А.А. Крупника утверждающего, что глубинные истоки патриотизма коренятся в самой сущности человека и общества, выступая основанием удовлетворения потребности в обеспечении безопасности, как на личностном, так и на социальном уровне. По мнению автора потребность в собственной безопасности, имевшая исключительно биологическую природу, генерировала в социальную потребность в коллективном существовании. В жестком противостоянии с внешней средой наиболее приемлемым способом выживания для человека была жизнь в социуме. Ценность коллектива становилась настолько высокой, а потребность в обеспечении его безопасности настолько необходимой, что ради этого личность приобретает способность и потребность жертвовать не только имуществом или здоровьем, но и самой жизнью. Российские патриотические ценности обладают уникальной способностью соединять как личностные, так и общественные интересы.

Следовательно, патриотизм как феномен и ценность наиболее близок любому человеку, ибо он генетически связывает его с родителями, родом, своим народом, языком, культурой, традициями, обычаями близкой ему популяции, географической местностью, где он родился. Человеку близки эти ценности, он воспринимает их как свои, родные. Он готов и энергично трудится для их процветания, Любые попытки их уничтожения он воспринимает как угрозу самому себе и готов дать им отпор, в том числе и вооруженный.

Начиная с 2000 года в Российской Федерации начинается создание нормативно-правовой базы. Наиболее важными из них являются Концепция и пятилетние Государственные программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Потенциал патриотизма направлен не только на консолидацию российского общества и духовно-нравственного, политического и экономического возрождения России, но и на действенное воспитание его граждан, учащейся молодежи, которая завтра примет эстафету ответственности за судьбы России от старшего поколения.

В государственных документах патриотизм определяется как любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

В постсоветской России, проблеме патриотизма посвящены научные работы А.Т. Абдуллаева, Г.В. Агаповой, А.А. Аронова, А.К. Быкова, Г.Д. Гачева, Д.Д. Гладских, В.С. Горбунова, Н.В. Ипполитовой, Е.Ю. Логачевой, В.И. Лутовинова, А.Е. Вырщикова, М.Б. Кусмарцева, В.М. Межуева, В.Ю. Микрюкова, В.С. Мусиной, Ф.Д. Рассказова, С.Н. Томилиной и др.

Так, А.Н. Вырщиков и М.Б. Кусмарцев подчеркивают: «Патриотизм - составная часть национальной идеи России, неотъемлемый компонент отечественной науки и культуры, выработанный веками. Он всегда расценивался как источник мужества, героизма и силы российского народа, как необходимое условие величия и могущества нашего государства». С позиций В.И. Лутовинова патриотизм есть возвышенно-эмоциональное состояние личности, где главным объектом патриотизма выступает государство.

Изучение и анализ трудов вышеприведенных авторов позволяет заключить, что патриотизму присуще следующие характеристики:

- демонстрационная сторона проявляется в деятельности, в поступках личности;

- является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества;

- служит эталоном активной гражданской позиции личности, её готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству;

- является неотъемлемым атрибутом существования нации, народа, общества, государства, личности;

- сплачивает, консолидирует народ, служит делу сохранения и развития государства и общества;

- неразрывно связан с многовековой историей, культурой, традициями, обычаями и нравами народа;

- предполагает тесную связь с интернационализмом, при этом полностью отвергает национализм, сепаратизм и космополитизм;

- представляет собой особую направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества;

- основывается на личном выборе, сознательной и добровольной принимаемой позиции каждого гражданина;

- является одной из наиболее ярких черт российского национального характера.

Кроме того, государственными документами и авторитетными учеными акцентируется, что российскому патриотизму свойственны свои особенности. К ним относятся: высокая гуманистическая направленность российской патриотической идеи; веротерпимость; соборность и законопослушание; общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни; особая любовь к родной природе.

Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. А.Н. Вырщиков и М.Б. Кусмарцев отмечают, что в современных условиях перед Россией как многонациональным государством на первый план выходит задача поиска и теоретической разработки нового, концептуально обогащенного содержания патриотизма, не повторяющего ограниченные варианты патриотизма прошлых столетий, который в наибольшей степени будет служить делу воспитания российских патриотов XXI в.

В.И. Лутовинов, А.Н. Вырщиков и др. в исследовании феномена патриотизма выделяются шесть основных направлений.

Первое – возвышенно-эмоциональное определяет патриотизм через чувство любви к Родине, Отечеству.

Второе – деятельностное, основывается на понимании патриотизма как одного из высших, наиболее значимых для человека чувств.

Третье – рассматривает патриотизм как общественное явление. Данное направление именуется также как «государственный патриотизм». По мнению его сторонников, деятельностью по формированию патриотического сознания в обществе и созданию необходимых условий для его проявления должны заниматься государственные институты в тесном взаимомдействии со структурами гражданского общества.

Четвертое представляют патриотизм как одно из явлений духовной жизни общества. Сторонники данного направления рассматривают патриотизм в контексте развития отечественной истории как проявление специфических черт общественного сознания и менталитета различных обществ.

Пятое – освещает патриотизм личности. Личность здесь занимает, безусловно, доминирующее среди остальных субъектов патриотизма положение. Активная созидательная роль личности проявляется в процессе развития в себе интеллектуальных, нравственных, духовно-творческих, деятельностных качеств и свойств гражданина, защитника Отечества.

Шестое – духовно-религиозное. Патриотизм здесь рассматривается как важнейший фактор развития личности, а именно – ее духовного развития, самовыражения, связывая содержание патриотических качеств личности с религиозным началом.

В новых условиях понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом это объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания, структуры и многообразием форм проявления.

К серьезным проблемам развития патриотизма, совершенствования процесса патриотического воспитания следует отнести отсутствие государственной идеологии, воспрепятствованию частью глобалистски настроенных персон широкому патриотическому движению. Нет в стране и единой молодежной общественно-политической организации патриотической направленности, действенно занимающаяся патриотической работой с этой категорией граждан. Ныне молодежь не понимает сути патриотизма, его необходимость. На фоне множества проблем, патриотизм в молодежной среде отходит на второй план.

Существенной проблемой процесса патриотического воспитания молодежи является формализм в воспитательной работе. На местах опять дело воспитания загоняют в бумагу, в местничковых надуманных концепциях, в авторских целевых программах, повторяющих друг друга, в обилии планов, в образовании неэффективных воспитательных штабов любого калибра.

Таким образом, можем заключить:

1. Патриотизм, будучи стержневым нравственно-политическим принципом, социально-личностным чувством гражданина, содержательно базирующийся на подлинной любви, верности и преданности Отечеству, гордости за его прошлое и настоящее, устремленности жить, учиться и трудиться во славу своей страны и своего народа, предполагает готовность защищать и отстаивать интересы Родины в мирное время и с оружием в руках, самоотверженно в военное время.

2. Патриотизм не является застывшим или окончательно сформированным качеством. Патриотизм формируется и развивается у каждой личности в процессе целенаправленного воспитательного процесса.

3. Патриотизм применялся и применяется как верное, испытанное и оправдавшее себя идеологическое средство воздействия на население, его консолидацию, особенно в самые тяжелые время для государства и общества.

4. Для решения имеющихся проблем патриотического воспитания молодежи необходимо реализовать следующие меры:

- придать патриотизму статус государственной идеологии;

- создать всероссийскую молодежную патриотическую организацию;

- внедрить во всех учебных заведениях плановое изучение теоретических основ патриотизма.

Реализация предложенных мер придаст патриотическому воспитанию новый импульс деятельности, который позволит вырастить новое поколение патриотов способных принять эстафету от старшего поколения и продолжить дело сохранения территориальной целостности и укрепления экономической. и оборонной мощи России.

6 февраля 2019