Проблемы воспитания молодежи в условиях современной действительности

Современный мир чрезвычайно активно и стремительно меняется. Перемены происходят и в людях, в первую очередь молодых людях. Актуальные проблемы молодежи отражают несовершенства и пороки всего общества. Поэтому решение этих трудностей окажет влияние на благосостояние всего социума. Опираясь на понимание воспитания как социокультурного процесса, предполагающего целенаправленное и планомерное воздействие на личность с целью формирования у нее необходимых механизмов для жизнедеятельности в обществе, создание условий ее духовного и физического развития, обеспечение целенаправленной передачи социально-культурного опыта старших поколений младшим, рассмотрим актуальные проблемы воспитания молодого поколения в современных условиях. Прежде всего следует отметить необходимость формирования духовно-нравственных качеств личности ребенка, подростка, юноши, девушки. Молодое поколение должно расти не на примерах насилия, зла, жестокости, а на примерах добра, уважения к старшим, родителям, понимания ценности человеческой жизни, ответственности за свои поступки и деяния. В настоящее время нашему обществу такое направление воспитания крайне необходимо, только такое воспитание спасет молодежь от духовного обнищания.

Актуальной проблемой является работа по воспитанию уважительного отношения к истории своей страны. Формирование гражданского общества предполагает достаточно высокий уровень правовой культуры населения, в том числе молодёжи. К сожалению, правовая грамотность молодых людей явно недостаточна. Правовое образование, воспитание законопослушного поведения - одна из актуальных задач в работе с молодёжью. Армирование чувства патриотизма, готовности защищать свою Родину, любить свою малую родину является также актуальной проблемой в современных условиях.

Для молодежи родина должна быть Отечеством, землей отцов, своих предков. В ситуации усиливающейся социальной дифференциации общества особое значение имеет работа по формированию адекватной самооценки своей личности молодыми людьми. Формирование чувства собственного достоинства должно сопровождаться воспитанием уважения к другим людям. Особого внимания требует работа по воспитанию уважения к людям других национальностей. У современной молодежи следует формировать понимание того, что этническое многообразие человечества - это богатство, которое нужно оберегать, сохранять многообразие культур, обычаев, традиций. Человек с детства должен воспитываться в уважительном отношении как к своей национальности, так и другим национальностям.

Культура национального общения важнейшее направление воспитательной работы в учебных заведениях, в высшей школе также. Опыт работы с молодежью показывает, что в школах, вузах актуально стоит проблема трудового воспитания. К сожалению, в современных условиях трудовому воспитанию молодежи практически уделяется мало внимания. Труд как ценность, истинное значение труда в жизни человека в должной мере не разъясняются молодежи, и не формируется установка у молодого поколения на достойное отношение к труду, уважение к человеку труда, добросовестную работу, организованность и самодисциплину в трудовой деятельности. Формирование трудовой культуры необходимо начинать с молодости. Студенческие годы - время, когда молодые люди получают профессиональное образование. Составной частью профессионального образования должно стать трудовое воспитание.

Важной составляющей трудового воспитания является формирование культуры учебного труда. В современной действительности, когда студенту повсеместно предлагается купить курсовую, дипломную работу, когда вместо чтения и конспектирования литературы (обязательной и дополнительной) используются, различного рода ксерокопии, культура учебного труда теряется. Да, многое изменилось с введением электронных технологий.

Невозможно жить только вчерашним днем и в технологиях образования. Но нельзя допустить потери культуры учебного труда как такового. И если говорить о качестве образования, то без культуры труда качественного образования не достигнуть. А что касается воспитания, то сформированная культура учебного труда у молодежи явится необходимой основой для эффективной работы специалиста в конкретной профессии.

Следующей актуальной задачей в области воспитательной работы с молодежью является воспитание поведенческой культуры, культуры быта. Человек, общаясь с окружающими его людьми, выражает свои чувства, эмоции, реализует себя в поступках. В результате об одном человеке говорят как о культурной, воспитанной личности, а о другом - прямо противоположно. Нередко молодые люди не умеют контролировать свои эмоции, не задумываются о том, насколько их поведение причиняет дискомфорт окружающим, не знают элементарных правил общения. Особого внимания требует работа над культурой речи молодежи. Молодежная среда и ранее характеризовалась определенным молодежным сленгом.

Снижение уровня жизни молодых людей отразилось и на их культурной жизни. Популярны западные идеи потребительского отношения к жизни, что нашло свое отражение в культе денег и моды, стремлению к материальному благополучию, получению удовольствий.

Кроме того, существуют проблемы досуга молодежи. Во многих городах и селах не создано условий для культурного проведения свободного времени: нет бесплатных бассейнов, спортивных секций или кружков по интересам. Вот и юношам и девушкам сидеть перед телевизором или компьютером, в компании сверстников с сигаретой и бутылкой в руках.

Духовное обнищание нашло свое отражение и в проблеме речевой культуры современной молодежи. Низкий уровень образования, общение в интернете, создание молодежных субкультур способствовали развитию сленга, далекого от правил литературного русского языка. Следуя моде, молодое поколение использует в речи бранные слова, сленговые выражения, нарушает языковые нормы.

Словарный запас молодых людей за частую скуден. Это происходит еще и потому, что современная молодежь мало читает, особенно классической литературы. Подростки, юношество - это тот период в жизни человека, когда он нуждается в своеобразном эталоне («с кого делать жизнь»). Герои прошлого в большинстве своем либо забыты, либо развенчаны.

В современных условиях перед молодежью на экранах телевизоров, в Интернете, журналах и газетах мелькают так называемые «звезды», пространно описываются скандальные истории их жизни. Какая-то часть молодежи (фанаты) копирует своих кумиров, другие понимают, что разные «звезды», как правило, далеки от эталонов. Но других, достойных примеров не знают. Современная литература, кино тоже не изобилуют примерами персонажей, которые могли бы быть настоящим образцом для подражания молодежи. Думается, что в реальной жизни, среди представителей «обычных» профессий, в том числе в коллективах школ, вузов, среди лиц старшего, среднего поколений есть немало людей, достойных подражания, тех, с кого молодежь может брать пример.

Важной проблемой воспитания молодежи является приобщение молодых людей к здоровому образу жизни. Материалы исследований, практика работы с молодежью показывают, что наши подростки, юноши, девушки имеют слабые знания о своем организме, о здоровом образе жизни, у них зачастую не сформирована установка на сбережение и укрепление своего здоровья. Употребление алкоголя, курение, наркотики стали настоящим злом, разлагающим нашу молодежь, разрушающим здоровье подрастающего поколения. В решении этой важнейшей проблемы только последовательная государственная политика и комплексная работа с молодежью на всех уровнях в преодолении этого зла может принести позитивные плоды.

Рассматривая актуальные проблемы современного воспитания молодого поколения, нельзя упустить экологическое воспитание. Обращаясь к данной проблеме, следует отметить, что в ее решении в центре внимания необходимо держать непосредственно экологический аспект деяний человека, связанных с нарушением природного равновесия, ведущих к экологической катастрофе. Каждый человек с ранних лет должен получать экологическое образование. Но есть ещё и нравственная сторона данной проблемы, решение которой реализуется через воспитание. Думается, что в этом отношении организаторам воспитательного процесса необходимо искать новые подходы, адекватные современным условиям, состоянию молодежного сознания. воспитание молодой нравственный духовный

Психологические проблемы юношества связаны, главным образом, с отсутствием четкого жизненного ориентира. С законами жизни парней и девушек знакомят не только родители, школа и книги, но и улица, продукты массовой культуры, СМИ, собственный опыт. Безучастность власти и бесправие, юношеский максимализм провоцирует в молодежи развитие равнодушия или агрессии, толкает к вступлению в молодежные неформальные группировки. Кроме того, юношество - это пора, когда человеку приходится решать множество важных задач: выбор профессии, второй половины, друзей, определение жизненного пути, формирование собственного мировоззрения.

Пути решения проблем молодежи состоят в целенаправленной систематической политике государства, не только на бумагах и речах. Все мы должны по-настоящему осознать, что молодые юноши и девушки - это и есть будущее страны.

7 февраля 2019