4 декабря 1864 года началось Иканское сражение, трехдневный бой, в котором сотня с небольшим донских казаков противостояла десятитысячной армии Кокандского ханства. Проявив чудеса храбрости и боевой смекалки, казаки смогли выйти из окружения и сорвать таким образом попытку кокандцев напасть на город Туркестан.

Этот бой, который историки позже поименуют «дело под Иканом» произошел во времена завоевания Российской империей Средней Азии, когда во второй половине XIX века русские войска противостояли Кокандскому ханству. Ситуация сложилась так, что практически сразу после захвата города Туркестана, небольшой отряд донских казаков-старообрядцев был послан для уничтожения бандитских шаек, которые были замечены недалеко от селения Икан.

Есаул Василий Серов

Возглавлял отряд есаул Василий Серов и под его началом было: 2 обер-офицера, 5 урядников, 98 казаков, кроме того к сотне придано 4 артиллериста, фельдшер, фурштат и три киргиза верблюдовожатых. Отряд имел небольшую пушку типа "горный единорог", казаки имели двойной комплект патронов. Что важно, у казаков на вооружении были драгунские нарезные ружья, заряжающиеся с дула, со штыками. Так как нарезное оружие было тогда в новинку, их противники были вооружены гораздо хуже.

В это же время кокандский правитель Алимкул затеял поход, с целью отбить обратно город Туркестан. Для этого он снарядил армию в десять тысяч воинов, с тремя пушками и обозом с продовольствием, и выступил по направлению к своей цели. И так получилось, что рядом с селением Икан два этих отряда встретились.

«Дело под Иканом». Начало сражения

иканское сражение история война отвратительные мужики disgusting men

Подойдя к Икану, есаул узнал от встреченных его отрядом киргизов, что у селения стоят войска кокандцев, которых «так же много, как камыша в озере». В это время казаки были замечены конными разъездами противника и тут же были окружены. Они успели занять только небольшую канаву в поле и прикрыться мешками с продовольствием и фуражом.

Первые три натиска конных воинов были остановлены метким огнем из ружей и картечью. Нужно понимать, какое психологическое воздействие на людей, а тем более на лошадей, производит выстрел картечью в упор. Тем более, в это время было уже довольно холодно и снежно, что еще больше затрудняло конные атаки. После нескольких нападений, трупов людей и коней у позиции навалило столько, что это создало еще одну дополнительную линию обороны.

Не добившись успеха с налета, кокандцы подтащили свои три пушки и начали обстрел русских позиций. По людям, залегшим за укрытиями, такие атаки не давали большого результата. А вот лошадям и верблюдам не повезло — почти все они были перебиты. Но и тут казаки не сплоховали — трупы животных были использованы как дополнительные элементы защитных сооружений.

иканское сражение история война отвратительные мужики disgusting men

Также русские активно использовали преимущество в точности и дальности боя своих нарезных ружей — они убивали военачальников кокандцев, которых различали по дорогим халатам и вооружению, и даже подстрелили лошадь под самим Алимкулом. При этом многие казаки не понимали всего масштаба подступившей армии и предлагали Серову самим пойти в атаку — но более дальновидный есаул запретил самоубийственную операцию.

Свой «единорог» русские использовали редко и каждый раз передвигали на новое место, создавая впечатление, что артиллерии у них гораздо больше, чем на самом деле. К сожалению, после восьмого выстрела колеса орудия сломались, и хоть их тут же заменили на колеса от зарядного ящика, добиться прежней мобильности уже не получилось и пушку пришлось таскать буквально на руках.

Безумная ночь и надежда на спасение

иканское сражение история война отвратительные мужики disgusting men

Ночь проходила отвратительно. Конечно, отряд состоял из тертых казаков-старообрядцев, которые по своей природе были до крайности стойки и упорны, тем более многие из них были ветеранами Крымской войны, не раз уже воевали с кокандцами и знали их военные хитрости и привычки.

Тем не менее, ночью спать было невозможно, потому что обозленные неудачами кокандцы постоянно пытались подползти под прикрытием темноты и неожиданно напасть на отряд, и только необычайно чуткий слух и военная смекалка позволяли казакам упредить такие нападения. На следующий день обстрел продолжился, а особо тщеславные воины гарцевали рядом с позициями казаков, нередко платя за свою удаль жизнью — русские стреляли очень метко.

Но вот вдалеке послышались выстрелы, а в лагере врага началось какое-то волнение. Казаки поняли, что это из крепости идет отряд им на помощь и воодушевились. Однако через некоторое время выстрелы прекратились и надежда немного угасла. Тем более, Алимкул прислал гонца-переговорщика — сибирского казака-перебежчика, принявшего ислам — с такой запиской:

Куда теперь уйдешь от меня? Отряд, высланный из Азрета разбит и прогнан назад; из тысячи твоего отряда не останется ни одного. Сдайся и прими нашу веру; никого не обижу.

иканское сражение история война отвратительные мужики disgusting men

Азретом кокандцы называли Туркестан, а из записки видно, что усилия казаков не прошли даром — Алимкул считал, что русских в десять раз больше, чем было на самом деле, видимо еще и поэтому он не пытался наброситься всей армией сразу и смять кучку стрелков.

Так что же произошло с отрядом, идущим на выручку казакам? Дело в том, что сам гарнизон Туркестана состоял всего из пятисот солдат, но, тем не менее, как только были услышаны звуки боя, на выручку был послан отряд под командованием поручика Сукорко. Но богатый купец из России, боявшийся за свои сбережения и жизнь, уговорил коменданта отправить в догонку отряду записку, в которой был приказ при встрече большого войска, казакам не помогать и вернуться в город.

Так Сукорко и поступил, когда на него напал отряд кокандцев в размере не менее трех тысяч воинов, не дойдя до ожидавших его помощи всего около трех километров. Лишь ночью трое отчаянных храбрецов со второй попытки пробрались в город и сообщили о бедственном положении отряда.

Последний бой и долгая дорога домой

иканское сражение история война отвратительные мужики disgusting men

К утру казаки увидели, что кокандцы строят из тросника щиты, за которыми хотят прятаться от выстрелов. Чтобы хоть немного задержать атаку, есаул устроил притворные переговоры, во время которых его попытались захватить подкравшиеся воины Алимкула, но казаки вовремя их заметили и, предупредив командира, открыли огонь. Тем не менее, Серов выиграл для отряда целых два часа.

И вот, когда враги двинулись с трех сторон под прикрытием щитов, казаки пошли на отчаянный прорыв. Пробив несколько таких щитов пушкой и законопатив ее ствол, они бросились в штыковую. Первый рывок стоил русским сразу тридцати семи убитых, но обескураженные такой храбростью кокандцы не смогли удержать отряд, который, построившись в каре, двинулся пешком в город. Пройти им предстояло около шестнадцати километров по снегу в окружении врагов.

И тут началось самое трагическое. Идя под постоянным обстрелом, казаки отбивались от наскоков кокандской конницы и видели, как отставших и не имеющих возможности идти раненых рубят на куски обезумевшие от гнева кокандцы — многие сразу старались отрубить голову, чтобы получить от Алимкула награду. Такие любители голов, размахивавшие своими трофеями, периодически получали пулю от обозленных казаков. Иногда конные воины врывались в казачьи порядки, пытаясь на ходу рубить саблями всех, кто попадется под руку. Такие храбрецы получали штык под ребро или пулю в спину, что не добавляло остальным кокандцам желания идти в безумные атаки.

иканское сражение история война отвратительные мужики disgusting men

Более осторожные метали изделека короткие копья. Так, когда казак Мизинов наклонился, чтобы поднять упавший шомпол, брошенная пика насквозь пробила ему левое плечо, пригвоздив к земле; однако он все-таки вскочил и добежал с ней до товарищей, которые и выдернули пику.

Когда уже начало темнеть, внезапно враги начали отходить, а впереди снова послышались выстрелы — это поручик Сукорко привел отряд солдат на помощь казакам. Потери были страшными: из двух офицеров — один убит, другой — командир сотни — ранен в верхнюю часть груди и контужен в голову (пальто было прострелено в 8 местах); из 5 урядников — 4 убито, 1 ранен; из 98 казаков — 50 убито, 36 ранено, 4 артиллериста ранены, фельдшер, фурштат и вожак из киргиз — убиты; некоторые имели по 5 и 6 ран. Многие выжившие потом умерли в больнице.

иканское сражение история война отвратительные мужики disgusting men

Участники Иканского боя 25 лет спустя

Тем не менее, отряд вышел из окружения и вернулся к своим, а Алимкул был вынужден отказаться от своих планов на захват Туркестана и вернуться восвояси. Русский император щедро наградил участников боя: есаул Серов получил чин, орден св. Георгия 4-й степени, урядник Александр Железнов произведен в хорунжие, казаку Павлу Мизинову возвращен чин сотника и все вообще, оставшиеся в живых, получили Знаки Отличия Военного Ордена.

По Средней Азии мигом разнеслись слухи о том, что сотню русских не смогла победить огромная армия кокандцев, а в России сочинили казачью песню про «дело под Иканом» — один из забытых подвигов забытой войны.

5 декабря 2018

3 декабря в России отмечается День неизвестного солдата. Памятная дата была установлена Федеральным законом "О внесении изменений в статью 1-1 Федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России", подписанным президентом РФ 4 ноября 2014 года, в целях увековечения памяти, воинской доблести и бессмертного подвига российских и советских воинов, погибших в боевых действиях на территории нашей страны или за ее пределами, чьи имена остались неизвестными.

Инициатива установления этой даты принадлежит участникам движений, занимающихся поисками останков погибших воинов и увековечением их памяти, — такую идею они выдвинули в ходе встречи с руководителем администрации президента РФ Сергеем Ивановым, состоявшейся в сентябре 2014 года. Иванов поддержал это предложение.

Основанием для установления памятной даты именно в этот день стало то, что 3 декабря 1966 года в ознаменование 25-летней годовщины разгрома немецких войск под Москвой прах Неизвестного Солдата был перенесен из братской могилы, находящейся на 41 километре Ленинградского шоссе под Москвой, и торжественно захоронен в Александровском саду у стен московского Кремля.

У солдата, захороненного у Кремлевской стены, сохранилась форма. Это помогло определить, что он был рядовым. Документа, по которому можно было бы установить личность воина, не было.

На месте захоронения 8 мая 1967 года был открыт мемориальный архитектурный ансамбль "Могила Неизвестного солдата". В центре мемориала находится надгробная площадка из красного гранита с бронзовой пятиконечной звездой, в середине которой горит Вечный огонь славы, зажженный от пламени, пылающего на Марсовом поле в Санкт-Петербурге. На надгробье надпись: "Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен".

На территории бывшего Советского Союза, в том числе и на Дальнем Востоке, а также в Восточной Европе находятся десятки могил погибших неизвестных героев. Мемориал у Кремлевской стены стал символичным местом поклонения для всех тех, кто не знает, как погибли его родные и близкие, и где они погребены.

День неизвестного солдата — это не только день памяти погибших в годы Великой Отечественной войны, но и дата, которая объединяет всех погибших и пропавших без вести во время войн и военных конфликтов. Всего в войнах и вооруженных конфликтах XX и XXI веков пропали без вести около двух миллионов советских и российских граждан.

Каждый год десятки тысяч людей благодаря помощи созданного при участии Минобороны России электронного ресурса "Обобщенный банк данных (ОБД) "Мемориал" находят информацию о родных и близких, связь с которыми оборвалась в годы Великой Отечественной войны.

Работа по поиску и увековечению памяти погибших при защите Отечества в ходе поисковых экспедиций и исследования архивных документов будет продолжена министерством обороны РФ и дальше.

3 декабря в "Смене" пройдет памятная акция ко Дню неизвестного солдата. В память о погибших будет высажен саженец дуба,привезённого с мест боевой славы Ленинградской области. На мероприятие приглашен ветеран ВОВ Илющенко Евгения Яковлевна.

3 декабря 2018

Цель размышления, предлагаемого вниманию благосклонного читателя, – прояснить картину отношений между поколениями и попытаться выявить существенные особенности мировоззрения современного молодого поколения.

Читать далее →
16 октября 2018

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии, в крестьянской семье. Он рос и воспитывался в атмосфере глубокого народного православия. Уже в 9 лет Сережа начал писать стихи, подражая частушкам.

Обучался Есенин в земском училище, а затем в церковно-сельской школе. Тогда появились его первые взрослые стихи и составлен рукописный сборник «Больные думы». Русская деревня и природа, народное творчество и русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант.

В 17 лет Есенин уезжает в Москву, где сначала работает в конторе у купца, затем в типографии; продолжая писать стихи, в которых выражена его любовь ко всему живому и Родине, но поэтический мир становится уже более сложным и многомерным. Юный поэт участвует в деятельности Суриковского литературно-музыкального кружка.

Первые публикации стихов Есенина появились в 1914 году в московских журналах. А через год он переезжает в Петроград, где знакомится с Блоком, Городецким и другими поэтами столичной элиты, читает им свои стихи и получает высокую оценку и одобрение. Есенин становится знаменитым, его приглашают на поэтические вечера и в литературные салоны.

В 1916 году Есенин издает свой первый сборник «Радуница», где поэт – тонкий лирик, знаток крестьянской Руси и народного языка. В его стихах стремление к всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле. Книга была восторженно принята критикой, которая отметила «свежую струю, юную непосредственность и природный вкус» автора.

Октябрьскую революцию 1917 года поэт принял радостно. Ему казалось, что наступает эпоха великого духовного обновления, «преображения» жизни, переоценки всех ценностей. В это время он создает цикл поэм и выпускает несколько сборников стихов, один из которых «Ключи Марии». Эта работа была принята как манифест русского имажинизма.

Наиболее значительные произведения Есенина созданы в 1920-е годы. Здесь он поэт–философ, в своих стихах рассуждающий о вечных проблемах человеческого бытия и своей Родины. Но все отчетливей проступают в данных строках приметы другой – каторжной Руси, по которой бредут «люди в кандалах».

Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922-1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению и осмыслению себя. Но больше стало в строках драматических оттенков, а эмоциональной доминантой лирики становятся осенние пейзажи, мотивы подведения итогов, прощания.

В этот период он создает такие шедевры, как книга стихов «Москва кабацкая» и поэма «Черный человек». В его поэзии присутствует сочувствие разгромленному крестьянству и сопротивление бездуховности и насилию. А одним из последних его произведений стала поэма «Страна негодяев», в которой он обличал советскую власть.

Жизнь Сергея Есенина трагически оборвалась 28 декабря 1925 года при невыясненных обстоятельствах. Его нашли в ленинградской гостинице «Англетер» повесившимся. По наиболее распространённой версии, Есенин в состоянии депрессии покончил жизнь самоубийством. Похоронен поэт в Москве на Ваганьковском кладбище.

3 октября 2018

Что такое гимн? Это символ того, что объединяет людей, что позволяет чувствовать себя частью огромного целого и остается в твоей памяти на долгие, долгие годы. С ним связаны самые яркие и торжественные моменты твоей жизни.

Гимн детского центра - это музыкальное отражение ярких эмоций, радостных побед, дружбы и единства.

У тебя есть уникальная возможность попасть в историю Всероссийского детского центра "Смена" и остаться в сердцах тысяч детей, которых называют "Сменовцами"!

Заполни заявку до 22 октября (прикреплена к записи), пришли ее на электронную почту cooperation@smena.org или в социальной сети "ВКонтакте" Сергею Кусмакову в личные сообщения, стань участником конкурса, напиши гимн и получи один из супер-призов:
1 место – путевка в ВДЦ «Смена», ноутбук;
2 место – музыкальный центр;
3 место – электронный планшет.
В номинации «Стихотворение, посвящённое ВДЦ «Смена»:
1 место – электронный планшет;
2 место – мобильный телефон;
3 место – памятный сувенир - картина ВДЦ «Смена».
По всем вопросам: Сергей Кусмаков, тел.: +7(961)971-17-90

Мы ждем твою заявку, дерзай!

3 октября 2018

28 августа в ВДЦ "Смена" завершилась четвертая летняя и одиннадцатая с начала года смена.

1500 мальчишек и девчонок запомнят эти три недели дружбы, новых знаний, творчества и спорта. На торжественной церемонии закрытия подвели итоги образовательных программ: "Юный следователь", "Летняя детская КиноАкадемия", "Город мастеров", "Олимпийская академия", "Я-Гражданин!", "Волонтёр", "Академия творчества".

Участники каждой программы получили новые знания, реализовали себя в различных направлениях, например участники образовательной программы «Олимпийская академия» повысили свои навыки по спортивным направлениям: мини-футбол, волейбол, самбо, русские игры, шахматы, настольный теннис, туризм.

Также работа велась по четырем творческим направлениям: черлидинг, креативное рукоделие, интеллектуальные игры, история Олимпийского движения.

Мальчишки и девчонки программы «Город Мастеров» за три недели освоили множество компетенций от флористики до 3D-моделирования. Сменовцы приготовили 120 флаконов лекарственных растворов, 15 3D-моделей, 8 схем бытового электромонтажа, 28 моделей движущихся роботов. Проведены соревнования по 15 компетенциям, лучшие обучающиеся были награждены дипломами.

Участники программ "Я-Гражданин!" разработали четыре социальных проекта патриотической направленности, торжественно открыли смену поднятием флага, несли вахту памяти на Посту № 1, сдали нормативы по сборке/разборке автомата АК-74. Юные патриоты также организовали поисково-просветительскую экспедицию «Имя России».

На образовательном проекте «Волонтёр» сменовцы прошли обучение по четырем направлениям добровольчества: event, медиа, социальное, экологическое и разработали пять социальных проектов.

280 участников "Летней детской КиноАкадемии" и "Академии товрчества" прошли обучение на 12 факультетах и ворвались в мир кинематографа. Они создавали короткометражные фильмы, притчи, социальные ролики, новостные видеосюжеты и фотографии. Три недели длился бесконечный творческий процесс, неиссякаемый поток энергии, эмоции, яркие моменты, среди которых курьезные и даже экстремальные, которые запомнятся надолго. Итоги смены были подведены на вручении кинопремии "Крылья" - в 12 номинациях жюри во главе с актером Сергеем Горобченко определило лучших юных киноакадемиков и их творческие работы.

29 августа 2018

В среду стартовала четвертая летняя смена, наш центр открыл двери для полутора тысяч ребят из более чем семидесяти регионов нашей страны.

Мальчишки и девчонки семи образовательных программ приняли участие в торжественной церемонии открытия смены.

Советник директора центра по вопросам патриотического воспитания молодежи Сергей Килин поприветствовал сменовцев и пожелал им набраться сил и знаний перед учебным годом:

"Впереди у вас насыщенная образовательная программа, интересные вечера, новые знакомства и положительные эмоции. Вы прибыли сюда, чтобы приобрести знания, опыт, применить их на практике. Три недели в "Смене" станут основой для вашего становления, роста, развития. В этом вам будут помогать руководители лагерей, их заместители, вожатые, преподаватели. Уверен, что воспоминания о "Смене" останутся у вас на всю жизнь".

Начальник лагеря "Лидер-Смена" Татьяна Абдувалиева подчеркнула важность профориентационного направления в "Смене":

"ВДЦ "Смена" реализует широкий спектр образовательных программ. И делается это для того, чтобы у ребят из разных регионов России была возможность выбора - развиваться в соответствии с интересами и способностями. Программы "Город мастеров" и "Летняя детская КиноАкадемия" носят профориентационный характер. Надеемся, они помогут в выборе деятельности всей вашей жизни".

После торжественного поднятия флага для сменовцев прошли показательные выступления гвардейцев-десантников. Бойцы 162 отдельного разведывательного батальона 7 гвардейской десантной штурмовой дивизии (горной) доказали свою силу, ловкость и сплоченность в ходе демонстрации техники рукопашного боя.



На торжественном концерте в честь открытия четвертой летней смены мальчишек и девчонок порадовали выступления оркестра и участницы шоу "Голос" Софьи Бровко, зажигательный номер в исполнении гимнасток и акробатический рок-н-ролл.

10 августа 2018

Поисково-просветительская экспедиция "Имя России" продолжает свою работу. Участники X образовательной смены представили своих кандидатов, достойных, по их мнению занять место на Аллее Российской Славы ВДЦ "Смена".

Обучающиеся презентовали творческие номера и зарисовки на основе изученных биографий исторических личностей. 

Команда "Лидер-Смены" рассказала о подвиге летчика Алексея Маресьева, который является примером силы духа и отваги. Мальчишки и девчонки "Профи-Смены" предложили увековечить имя Героя Советского Союза Ивана Голубца. "Арт-Смена" представила историю жизни военачальника Климента Ворошилова. В защиту участницы Великой Отечественной войны Веры Сторожко выступила со стихотворением собственного сочинения правнучка знаменитой летчицы Яна Сторожко.


7 августа 2018

«Чтобы что-то найти, нужно это потерять». Такое, на первый взгляд, тривиальное и шуточное высказывание относится не только к вещам, но и к предметам невещественного характера, каковым является и патриотизм.

Но разве можно потерять патриотизм? Это же совсем непатриотично и даже антигосударственно. Такие слова, выражающие безосновательную и бессмысленную тавтологию, часто слышны в оценках не только обывателей, но и людей, претендующих на глубокомысленное и значимое для общественности мнение. Не пошёл на демонстрацию – «не патриотично», уехал за границу – «не патриот», усомнился в великой, вседобрейшей и могучей русской душе – «больше, чем не патриот, почти вредитель». Какое дело, что взамен демонстрации было общение с русской классической литературой, содержание которой с большей вероятностью подвигнет на патриотические движения души? Либо, путешествуя за границей, не только открывал для себя новые страны, а с ними – новые для себя традиции и культуры, но и обобщал этот опыт, брал из него лучшее и вносил его в свою родную, пока ещё не совершенную культуру. Наконец, критически размышляя, осознал свои недостатки, научился видеть общественные пороки (не случайные и преходящие, а существенные), подверг сомнению тщеславную безаппеляционность национальной гордости и покаявшись, сделал шаг в сторону работы над собой и, как следствие, в дело общественного благоустройства.

Патриотизм не вещь, его нельзя увидеть, пощупать или понюхать. Его потеря выражается не в зримом исчезновении, а в разложении его понятия, идеи, что является следствием утраты метода познания категорий духовного содержания. Оттого-то и вызывают у наших современников затруднения вопросы о сущности патриотизма, отчего становятся популярны либо его слишком широкие и абстрактные определения, такие как «любовь к своей Родине», либо вовсе случайные, но более внятные рассудочному мышлению (от таких, что патриотизм – это знание всех дат значимых для страны исторических событий или периодов жизни выдающихся личностей, до более приземленных, указывающих на то, что патриотизм – это не мусорить в подъездах).

Определения такого рода явно недостаточны для выяснения конкретного содержания патриотизма, а в некоторых случаях вообще не имеют к нему никакого отношения. К примеру, для того, чтобы объяснить, что такое «любовь к своей Родине», нужно как минимум знать, что есть любовь по сути, какая её форма имеет отношение к Родине, и, наконец, что такое Родина вообще, ибо многие до сих пор понимают под ней просто место своего рождения. Не знающий этого добропорядочный обыватель, с одной стороны, любит свой дом, свою улицу, любит так пламенно, что даже слов нет, а с другой стороны, и дел тоже нет. Как у Александра Сергеевича Пушкина:

«Некоторые люди не заботятся ни о славе, ни о бедствиях отечества, его историю знают только со времени кн. Потемкина, имеют некоторое понятие о статистике только той губернии, в которой находятся их поместия, со всем тем почитают себя патриотами, потому что любят ботвинью и что дети их бегают в красной рубашке».

Когда же патриотизм относят к модной «теории малых дел», получается ещё забавнее. Мол, начни со своего двора, убери в нём мусор, так как это и есть малый патриотизм. Но тогда ведь надо начать не своего двора, а с чужого, дабы не прослеживалась личная заинтересованность и ярко выраженный прагматизм. Да и вообще, насколько существенна связь между единичным проявлением чистоты в своём доме и патриотизмом? Можно быть исключительным педантом в отношении ватерклозетов, но намеренно не платить налоги и быть равнодушным к истории Отечества, к его достижениям и рубищам.

Сегодня мы слишком часто определяем патриотизм на основании единичных, оторванных от мышления этого предмета, явлений. А что такое предмет без определений мышления? Он есть всё что угодно – любая случайность, т. е. лишь мнение, или, в лучшем случае, представление, но отнюдь не истинное понятие. Налицо проблема мыслящего познания такого небезразличного для бытия нашего государства предмета, как патриотизм. Поэтому попытаемся обратиться к квалифицированному размышлению об этом предмете.

Если вернуться к вопросу «Можно ли потерять патриотизм?», то реальная возможность его утраты, конечно, остаётся, но её действительное осуществление означало бы полное исчезновение связывающей нас силы – исчезновение государства как формы всеобщего бытия человека, т. е. возвращение человека в единичное, догосударственное существование. Однако государство наше существует, более того, оно развивается. Правда, развитие происходит всё больше в наличном представлении, но не в своём действительном понятии. Таким образом, патриотизм нами потерян, но далеко не весь.

Когда это произошло, есть предмет отдельных размышлений. Думается, что развал Советского Союза внёс в эту потерю свой определенный вклад. Крушение устоявшейся советской системы дало, как следствие, образование вакуума в духовном бытии народов России. Более существенным моментом является Октябрьская революция, которая идейно выступила в нашей истории как новая форма материализма, причём не в самом лучшем его понимании, и закрепила эту форму как организованную идеологию. Утверждая догмы диалектического материализма, она уничтожила свою противоположность – идеал, необходимый для развития, что дало точку отсчета вырождения патриотизма, который в понятии принял метафизическую форму, а в реальности – вид идеологической константы. Патриотизм, вспыхнувший в народном сознании, несомненно, положительно повлиял на исход Великой Отечественной войны, но в дальнейшем утратил свою значимость, что в конечном счете также способствовало развалу Союза. Не следует подвергать отрицанию саму революцию, так как она была необходима для России в тот исторический момент, но падение с достигнутой ступени развития мышления было существенным.

Возвратимся к самому первому тезису: «Чтобы что-то найти, нужно это потерять». В нашем случае потеряли понятие патриотизма, то есть его всеобщее. Осталось представление, но оно не добирается до сущности самого предмета. Представление в состоянии выразить только особенность предмета, но не его всеобщую сущность, не его содержание. Прежде всего, мы должны уяснить, что понятие патриотизма не указывает ни на какой единичный предмет, который мы можем выделить в материальном мире. Не памятник сам по себе является бытием патриотизма и не гордая национальная надпись на футболке, а только вместе с ними то духовное содержание, которое символизируют эти предметы.

Поэтому, когда пытаются выразить патриотизм в уборке мусора, в патриотических стикерах или других единичных акциях без осмысления их духовного содержания, выявления их всеобщей связи, тогда в лучшем случае происходит не всё необходимое, а в худшем – ничего. Значит, сущность патриотизма должна включать в себя три момента: всеобщность, особенность и единичность в их неразрывном единстве друг с другом. Если этого нет, то можно что как угодно выражать патриотизм, но его действительного явления не будет. Без этого единства не получится присоединить эти единичные акции к всеобщему, либо сложить эти акции и получить всеобщее. Нужно следовать от понятия, оно и породит свою определенность в особенном и единичном (то есть предоставит понятную форму своей реализации). К примеру, так сформулировал сущность патриотизма Гегель, который в своей «Философии права» связывает его не с эмоциональным порывом, а с сознательным доверием гражданина к своему государству, – с сознанием, способным стать пониманием и выражающем себя в готовности к сверхнапряжению.

«Под патриотизмом, – пишет Гегель в одном из параграфов этого произведения, – часто понимают лишь готовность к чрезвычайным жертвам и поступкам. Но по существу он представляет собой умонастроение, которое в обычном состоянии и обычных жизненных условиях привыкло знать государство как субстанциональную основу и цель. Это сознание, сохраняющееся в обычной жизни и при всех обстоятельствах, и есть то, что становится основой для готовности к чрезвычайному напряжению».

Сегодня такие определения, к сожалению, остаются без практического применения.

Положение усугубляется тем, что за дело поиска патриотизма берутся функционеры-формалисты, которые своими бессвязными определениями только путают сознание молодого человека, а бесконечным обилием однотипных мероприятий могут вызвать у него даже отторжение патриотической проблематики. Можно сколько угодно тараторить, что человек должен быть патриотом, но ведь мы имеем дело с человеком лишь как реальной возможностью действительного человека и здесь только формой, только количеством не обойтись. У нас же, что скрывать, количественный фактор имеет на практике преимущественное значение, правда, какое качество получается в результате, уже не рассматривается. Насаждать патриотизм не нужно, нужно только умело способствовать его росту, а не затуханию в душах молодых людей. Поэтому текущее положение дел в патриотическом воспитании молодежи не должно нас удручать, ибо найти патриотизм можно только через его потерю. Удивительно, но и сегодня уместны слова Петра Яковлевича Чаадаева, произнесенные им почти два века назад:

«Мы еще очень далеки от сознательного патриотизма старых наций… Мы любим наше Отечество на манер тех юных народов, которых еще не тревожила мысль».

Сегодня вполне ясно, что мысль нас уже потревожила.

Патриотизм, прежде всего, должен быть осмыслен и этот процесс осмысления должен быть абсолютно свободным. Вместе с тем, отличительными чертами современного патриотизма выступают как раз случайность и необходимость, а не свобода. Чего здесь не хватает для свободы? Того, чтобы внешняя необходимость сняла себя как внешнюю и выступила как внутренняя необходимость. Для этого необходимо, чтобы внутреннее единство патриотизма, его всеобщая сущность, оказалась выявляющей себя вовне и образующей свое внешнее реальное многообразие явлений. Мы должны уразуметь, что патриотизм должен подвергнуться отрицанию (что сейчас и происходит), из-за чего противоречия понятия сразу втягивают его в процесс, и тогда это понятие в развитии его собственного противоречия становится иным, более развитым понятием.

Поэтому в практическом плане власти не стоит бояться открытых диалогов по этой теме. Такова позиция именно представления, которое не в состоянии выбраться из видимости внешней самостоятельности единичных существований. Понятие же есть отрицание представления. По сути понятие это единство и нераздельная связь своих различных моментов – всеобщности, особенности и единичности. Где нет этих моментов, там нет понятия, а есть лишь абстрактное представление. Проще говоря, в головах (в массовом сознании) не хватает связи между этими моментами, не хватает конкретного понятия о патриотизме. Вот почему патриотизм остаётся внешним для представления и неопределённым в его собственной природе.

Государство должно само встать на путь разумного развития патриотизма, достижимого не количеством мероприятий, не ссылкой на то единичное, что представляется патриотизмом очередному глубокомысленному мнению. Путь к истинному патриотизму лежит через осмысление его понятия посредством вдумчивого диалога о нём на научных, образовательных и иных площадках (акциях, молодежных сообществах, СМИ ит.д.) доносящих до сознания молодого человека сущность этого отнюдь не простого духовного явления. Писать и читать слово патриотизм мы уже давно научились, теперь важно проникнуть в его суть, узнать его всеобщее, к которому нужно ещё прийти. Особенно это относится к учителям юности, к специалистам, ответственным за патриотическое воспитание.

Если патриотизм будет мыслиться, а не представляться, то станет ясно, что имел в виду Президент России, когда объявил, что патриотизм есть национальная идея. Дело в том, что идея – это не то, что взбрело в голову, не случайная мысль, которой нужно следовать по какой-то неизвестной причине. Идея есть понятие понятия, его разумное осмысление. Чтобы получилась идея, понятие должно сделать реальность соответствующей себе самому. Именно это выражает философское определение истины как единства понятия и реальности. Только в этом смысле патриотизм является настоящей национальной идеей – не выдуманной, а истинной реальностью своего понятия.

6 августа 2018

Вчера, 2 августа 2018 года наша страна отмечала 88-ю годовщину со дня основания Воздушно-десантных войск. Основными задачами ВДВ сегодня являются охват противника по воздуху и выполнение задач в его тылу по нарушению управления войсками, захвату и уничтожению наземных элементов высокоточного оружия, срыву выдвижения и развертывания резервов, нарушению работы тыла и коммуникаций, а также по прикрытию отдельных направлений, районов, открытых флангов, блокированию и уничтожению высаженных воздушных десантов, прорвавшихся группировок противника, прочие боевые и тактические задачи.

ВДВ России сегодня состоит из трех компонентов:

Десантно-штурмовой - представлен 76-й гвардейской десантно-штурмовой дивизией (г. Псков) и 31-й гвардейской отдельной десантно-штурмовой бригадой (г. Ульяновск);

Воздушно-десантный - представлен 98-й (г. Иваново) и 106-й (г. Тула) гвардейскими воздушно-десантными дивизиями;

Десантно-штурмовой (горный) - представлен 7-й гвардейской десантно-штурмовой дивизией (горной) (г. Новороссийск).

Именно представители последней посетили в свой профессиональный праздник ВДЦ "Смена". С собой десантники привезли образцы современного вооружения десанта.




Воздушно-десантные войска боеспособны и готовы выполнять любые задачи по защите интересов Отечества. Они активно развиваются и устремлены в будущее. Боевой дух десанта, как и во все времена, остается прежним, он полностью находит свое отражение в боевых делах под девизом — «Никто, кроме нас!»

3 августа 2018